aj
Электронный научный журнал APRIORI.
Серия: Гуманитарные науки
ISSN 2309-9208
Научно-издательский центр АПРИОРИ, Краснодар
apriori-nauka.ru | apriori-journal.ru
mail@apriori-journal.ru
тел: +7-918-180-98-79
Философские науки

ФИЛОСОФИЯ «ОБЩЕГО ДЕЛА» Н.Ф. ФЕДОРОВА КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ И КОНСТРУКТИВНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

Гусев Дмитрий Алексеевич
Гусев Дмитрий Алексеевич (Gusev Dmitry Alekseevich)
доктор философских наук
Московский педагогический государственный университет
Москва
аннотация | abstract
Развитое религиозное мировоззрение (христианское – в особенности) базируется на таких двух основаниях как воля Бога и воля человека. Нередко «за скобки» выносится один из этих эле-ментов: если «за скобками» оказывается воля Бога, то место традиционной теоцентрической религии занимает религия антропоцентрическая, или атеизм, если же – воля человека, то религия становится средством оправдания и даже освящения несправедливого и неправильного социального устроения. Ведь если даже окружающий нас порядок вещей имеет мистически-божественное происхождение, это не отменяет и не умаляет волю человека, который в любом случае стоит перед нравственным выбором: пассивно бездействовать или разделить со своими ближними участь униженных и оскорбленных, являя тем самым для них, для себя и перед лицом Бога пример духовного мужества, моральной стойкости, нравственного просветления и того самого аскетизма, который столь важен в координатах религиозного сознания и связанных с ним ценностей. В смысловых координатах этой дихотомии оригинальное философское учение выдающегося русского мыслителя Н.Ф. Федорова вполне может быть охарактеризовано в качестве конструктивно скептического и религиозно-нонконформистского по отношению к официальному вероучению.
Developed religious worldview (Christian in particular) is based on these two grounds as God\'s will and man\'s will. Often «bracketed» is made of these elements: if «out» is God will, the place of the traditional theocentric religion is anthropocentric religion, or atheism, if it is the will of man, then religion becomes a means of justification, and even sanctification unfair and incorrect social dispensation. After all, if even the order of things has mystically divine origin, this does not negate or diminish the will of man, which in any case stands before a moral choice: to passively react or to share with their neighbors the plight of the downtrodden, thereby showing for them, for ourselves and before God\'s example of spiritual courage, moral fortitude, moral enlightenment, and the asceticism which was so important in the coordinates of the religious consciousness and its associated values. In the semantic coordinates of this dichotomy original philosophical doctrine of the outstanding Russian thinker N.F. Fedorov could easily be described as constructively skeptical and religious nonconformist in relation to a formal creed.
русская религиозная философия; философия общего дела; космизм; воскрешение отцов; познание; скептицизм; сомнение; истина.
Russian religious philosophy; philosophy of the common cause; cosmism; the resurrection of the fathers; cognition; skepticism; doubt, truth.
http://apriori-journal.ru/seria1/5-2015/Gusev.pdf
Скачать эту статью | Download this article Скачать
Просмотров: 551





Поиск

google schoolar apriori
elebrary apriori

НОВОСТНАЯ РАССЫЛКА

email рассылки